Аналитический отчет по результатам исследования «Медико-социологический мониторинг качества и доступности медицинской помощи»

    В период с июля по сентябрь 2013 года было проведено комплексное исследование по теме «Медико-cоциологический мониторинг качества и доступности медицинской помощи».

    Цель исследования:

    Определить перечень основных проблем доступности и качества медицинской помощи для последующей разработки рекомендаций по совершенствованию системы оказания медицинской помощи.

    Задачи исследования:

    1. Разработать систему показателей доступности и качества медицинской помощи и проранжировать показатели по степени влияния на оценку пациентами уровня удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи.
    2. Определить нынешний уровень доступности и качества медицинской помощи в РФ.
    3. Определить и проранжировать причины неудовлетворённости пациентов медицинской помощью (низкая доступность и качество), в т.ч. в различных типах медицинских учреждений.
    4. Определить наиболее существенные факторы, способствующие повышению доступности и качества медицинской помощи.

    Исследование проводилось с использованием качественных и количественных методов сбора и анализа информации.

    Качественные методы сбора информации позволили выявить максимально широкий спектр мнений в рамках изучаемой проблемы. При проведении исследования использовались методики экспертного опроса и глубинных интервью. Сбор информации проводится в 6-ти регионах исследования - Москва, Хабаровский край, Новосибирская, Смоленская, Липецкая и Курганская области.. Всего было опрошенго 24 эксперта – представителя контролирующих органов управления здравоохранением, общественных медицинских объединений, страховых компаний. Участие в исследовании приняли 60 пациентов, обсуживающихся в различных типах медицинских организаций.

    Количественные методы сбора информации позволили определить устойчивые, значимые тенденции развития ситуации, оценить степень их выраженности. Исследование проводилось по общероссийской выборке. В опросе приняли участие 1625 пациентов медицинских организаций. Анкетирование проводилось непосредственно в медицинских организациях либо на выходе.

    Медико-демографические характеристики респондентов количественного исследования

    Возраст / расположение МОПациенты городских МОПациенты сельских МОВсе пациенты
    18-24 года12,9%13,8%13,1%
    25-34 года22,8%20,4%22,3%
    35-44 года16,6%15,7%16,4%
    45-54 года15,4%15,4%15,4%
    55-64 года16,4%21,7%17,6%
    65 лет и старше15,9%13,1%15,2%

    Возрастная структура выборки в целом соответствует возрастной структуре населения РФ.

    Состояние здоровья / расположение МОПациенты городских МОПациенты сельских МОВсе пациенты
    Плохое30,9%31,3%31,0%
    Среднее26,6%26,9%26,7%
    Хорошее32,5%32,3%32,4%
    Отличное10,0%9,6%9,9%
    Состояние здоровья / тип МОПациенты амбулаторно-поликлинических МОПациенты стационарных МОПациенты коммерческих МО
    Плохое34,5%40,1%17,1%
    Среднее26,4%26,3%27,4%
    Хорошее30,0%24,6%43,7%
    Отличное9,1%9,0%11,9%

    Данные демонстрируют, что в целом оценки пациентами своего здоровья на селе и в городе идентичны. Различия существуют только среди пациентов различного типа медицинских организаций: в коммерческих организациях обслуживаются в большей мере пациенты, которые оценивают свое здоровье как хорошее, а среди пациентов стационаров больше тех, кто дал своему здоровью плохую оценку (что объяснимо – в стационары обращаются в связи с более серьезными заболеваниями, в т.ч. хроническими).

    К тестированию инструментария и проработке гипотез исследования были привлечены эксперты-организаторы здравоохранения. На основе их заключений для оценки качества и доступности медицинской помощи были разработаны критерии, которые определяют удовлетворённость уровнем полученной медицинской помощи. В основу исследования качества и доступности медицинской помощи легла методика, базирующаяся на комплексе характеристик различных аспектов её оказания.

    • Субъективная оценка результата лечения.
    • Субъективная оценка правильности постановки диагноза.
    • Субъективная оценка квалификации врача.
    • Субъективная оценка наличия и качества необходимой аппаратуры, лабораторий для диагностики.
    • Субъективная оценка качества работы скорой помощи (принятие вызова, рекомендации по телефону, наличие/отсутствие свободной бригады).
    • Месторасположение (время поездки до ближайшего ЛПУ).
    • Сроки получения медицинской помощи.
    • Время ожидания приема в медицинской организации.
    • Доступность необходимого лечения в рамках программ государственных гарантий.
    • Доступность лекарственного обеспечения.
    • Наличие необходимого медицинского персонала.
    • Информирование пациента о тактике лечения, наличии побочных эффектов и негативных последствий лечебной процедуры.
    • Отношение врача к пациенту (доброжелательность, внимательность).
    • Санитарно-гигиеническое состояние медицинской организации.

    Различные характеристики медицинской помощи в аналитическом отчете рассматриваются через призму элементов классической модели качества медицинской помощи американского ученого А. Донабедиана. Она включает в себя три аспекта:

    Результат — каковы конкретные результаты помощи (исход). Это непосредственно результат лечения (достижение определённых показателей по смертности от различного типа заболеваний, расхождение в патологоанатомических и врачебных диагнозах смертности), а также его восприятие пациентами.

    Процесс (технологии) — что происходило во время помощи. Это совокупность всех операций во время процесса предоставления услуги, особенности организации медицинской помощи, включая порядки и стандарты ее оказания.

    Структура (ресурсы) — как была подготовлена помощь, какие были созданы условия для обеспечения качества. Это совокупность внутренних факторов, необходимых исполнителю для оказания услуги – наличие оборудования, необходимых специалистов с высокой квалификацией и т.д.

    Рассматриваемые в ходе исследования аспекты оказания медицинской помощи были сгруппированы в соответствии с этой моделью.

    Итоговый индекс удовлетворенности пациентов уровнем полученной медицинской помощи, а также индекс качества медицинской помощи в целом рассчитывались на основе экспертных оценок. Эксперты-организаторы здравоохранения оценивали, в какой степени та или иная характеристика оказания медицинской помощи формирует удовлетворенность пациента в целом.

    Отметим несколько особенностей проведённого исследования.

    1. Эксперты, принявшие участие в опросе, отмечают, что на сегодняшний день в системе здравоохранения отсутствует целостная система оценки и контроля медицинской помощи. Специалисты в сфере организации медицинской помощи утверждают, что «сейчас никто не понимает, что оценивается». Так, основной методологической проблемой является отсутствие критериев, по которым можно оценить доступность и качество медицинской помощи. В законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ» введено понятие: «Качество медицинской помощи – совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медпомощи, правильность выбора методов профилактики и диагностики лечения и степень достижения прогнозируемого результата». Однако, по мнению экспертов, ни в одном документе не прописаны критерии своевременности медицинской помощи, критерии правильности выбора методов профилактики и диагностики лечения: «При каких состояниях, в какие сроки должна быть оказана медицинская помощь – непонятно. Расшифровка критерия качества оказания медпомощи отсутствует». Вызывают у экспертов вопросы и подходы к оценке качества оказания медицинской помощи, которые лежат в основе работы страховых компаний, а именно — содержание порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Наиболее типичные мнения экспертов, отражающие в целом восприятие ими данной проблемы: «Как бы разделены качество и доступность медицинской помощи. Потом оказывается, что ключевыми становятся порядки и стандарты. Порядки относятся к организации медицинской помощи. Но стандарты ни к чему не относятся. К качеству они не относятся точно. Они только говорят об объёмах. Во всем мире существуют клинические протоколы и рекомендации, а у нас стандарты – усреднённые объёмы. Причём, заранее эти стандарты прописываются с дефицитом. На 100 больных в среднем — столько-то операций. Но какого качества эти операции? Ассоциации пошли на поводу у Минздрава, занижают нуждаемость. Получается, одному пациенту можно делать, а другому — нет. Мы получаем в лучшем случае осложнения, а в худшем – смерть».

    Специалисты сходятся в одном: «Пока критерии не прописаны, каждый применительно к качеству медицинской помощи будет говорить о своем». По этой причине в ходе исследования пациентам предлагалось высказаться о тех или иных аспектах оказания медицинской помощи без привязки к определённым критериям, например, по скорости получения тех или иных медицинских услуг. Такой подход позволил получить представления пациентов об уровне оказания медицинской помощи, основываясь только на их индивидуальных критериях восприятия, оценить степень удовлетворённости медицинской помощью в целом.

    2. Второй особенностью исследования стало то, что пациенты оценивали последний свой визит в медицинское учреждение (опрос проводился на выходе из МО). Это позволило получить данные по различным аспектам оказания медицинской помощи от ее непосредственных потребителей и избежать общих оценок состояния российского здравоохранения со стороны пациентов, что, в свою очередь, обеспечило б льшую объективность и предметность результатов исследования.

    Скачать полный текст отчета

    Новости / Все новости

    PR-тренды в эпоху цифровой трансформации. 5 инструментов современного пиарщика
    26 июня 2017

    По данным исследования Роскомнадзора, количество зарегистрированных в России онлайн-СМИ сейчас достигло 33% от общего количества новых СМИ. В прошлом году этот показатель был на уровне 11%. При этом печатные СМИ показали исторический минимум — с 45% от числа всех регистраций и 65% в прошлом году. Похожая ситуация наблюдается на рынке рекламы, где основная выручка постепенно переходит от традиционных медиа в сферу интернета. Все это подтверждает международный тренд, в свете которого, такое понятие как digital-трансформация приобретает ключевое значение не только в организации бизнес-процессов, но и в коммуникации с потребителями.

    Социальные сети: кто туда ходит и зачем?
    02 июня 2017

    Прогноз развития digital-рынка на 2017 год
    07 марта 2017

    Проворовались. Проверка системы госзакупок привела ФАС в ужас
    03 марта 2017

    Разработка и реализация коммуникативных кампаний

    Мы помогаем правильно выстраивать коммуникативную политику с целевой аудиторией, используя все виды PR, рекламных и маркетинговых инструментов, что позволяет комплексно решать поставленные нашими клиентами задачи в сфере общественных и бизнес-коммуникаций.

    Исследования и аналитика

    Ресурсы агентства позволяют выполнять научно-исследовательские работы, а также социологические исследования с использованием широкого спектра исследовательского инструментария.

    Мы специализируемся на проведении исследований, направленных на решение индивидуальных задач клиента (adhoc исследования).

    Специалисты компании имеют более чем 10 летний опыт работы проведения информационных кампаний различного уровня и проведения комплексных социологических исследований.