Большинство россиян убеждены в пользе прививок, но испытываю недостаток информации о принципе действия вакцин

Об этом говорят результаты исследования, проведенного коммуникативным агентством «С-медиа». Они были представлены в ходе телемоста, посвященным изменениям в Национальном календаре профилактических прививок (https://www.rosminzdrav.ru/news/2016/04/27/2917-v-minzdrave-rossii-vpervye-v-formate-telemosta-proshla-press-konferentsiya-posvyaschennaya-izmeneniyam-v-natsionalnom-kalendare-profilakticheskih-privivok)

В опросе по темам вакцинации приняли участие более 1500 респондентов – родители детей возрасте до 16 лет - из 7 федеральных округов РФ, проживающие в городах-миллионниках, средних и малых городах, и селах.

В целом россияне, у которых есть дети в возрасте до 16 лет, считают, что прививки стоят на страже здоровья их детей. Так, подавляющее большинство этой категории респондентов подтвердили, что они делают или делали своим детям все обязательные прививки -77,9%. Однако высок процент и тех, кто не прививает своих детей в полном объеме - 19,4%:14% прививают детей только от самых серьезных, по их мнению, заболеваний, 2,1% отказываются от прививок по медицинским показаниям и 3,3% категорически отказываются прививать своих детей «по личным соображениям».

Как показало исследование, родители неплохо осведомлены о тех фактах, которые говорят о пользе прививок. Так, например, 74,2% населения согласны с тем, что врожденный иммунитет далеко не всегда способен противостоять тяжелым инфекциям. Эта аксиома вызывает недоверие только у 6,9% опрошенных и еще 18,9% не готовы определиться со своим мнением относительно этого суждения. Практически такая же доля родителей – 73,9% согласны с тем, что вакцинация – это эффективная мера профилактики инфекционных заболеваний.Еще одно убеждение, разделяемое большинством опрошенных (73,5%) состоит в том, что вакцинация позволяет избежать тяжелых форм инфекционных заболеваний. Против этого аргумента высказались лишь 14,1% опрошенных. Другое убеждение касается защиты общества от массовых эпидемий, которая возможна только в случае полного охвата прививками и вакцинации всех детей – в правильности этой идеи убеждены 72,6% опрошенных, не согласны с этим утверждением – 11,1%, сомневаются – 16,3%. Достаточно высокий уровень согласия и с аргументом - «вероятность осложнений и побочных реакций от прививок гораздо меньше, чем от болезни» (63,3%).

С аргументацией противников прививок, соглашаются значительно реже, несмотря на активную пропаганду.Наиболее широко разделяемое всеми убеждение состоит в том, что вакцинация не дает 100%-й гарантии от заражения инфекционным заболеванием. С этим согласны 65% опрошенных, и лишь 14,8% верят, что вакцинация гарантирует полную безопасность.Многие опасаются, что вакцинация несет в себе дополнительные риски для здоровья – негативных последствий опасаются 39,2% опрошенных, но практически столько же – 35,0% не согласны с наличием этой опасности, а 24,9% не могут определиться. Аргумент о том, что профилактические прививки только ослабляют и губят иммунную систему, разделяет каждый пятый опрошенный - 21%. Правда, большинство родителей – 49,2% с ним не согласны.Не находит широкой поддержки в обществе и мнение антивакцинологов о том, что вероятность побочных реакций и осложнений от прививок существенно больше, чем вероятность осложненного течения болезни – это мнение разделяют лишь 13,9%, а 56,8% респондентов не готовы поддержать этот аргумент, 29,3% не имеют собственного мнения по этому поводу. И еще один аргумент «против» вакцинации, который встречает значительный отпор общества (70,7% несогласных) состоит в том, что вакцинировать детей не нужно, т.к. естественного иммунитета вполне достаточно. С этим утверждением согласно всего 11,5% опрошенных.

Почему же, несмотря на некоторые опасения и сомнения большинство россиян все же считают, что делать прививки необходимо? Два самых популярных мотива – общественно-организационный и рациональная забота о здоровье. Так, 46,4% назвали главным мотивом сделать прививку формальное требование о наличии прививок при зачислении ребенка в детское дошкольное учреждение или при приеме взрослого на определенные работы. Чуть меньше опрошенных – 40,7% делают прививки потому, что хотят обезопасить себя и детей от инфекций. Еще одна частая причина – рекомендация участкового врача, ей доверяют 32,1%.

Те, кто считает, что прививки делать не надо, конечно, тоже имеют свои аргументы. Как отмечает руководитель исследования Наталия Золотовицкая, «исследование показало, что в обществе все же бытуют убеждения, которые свидетельствуют, что не всегда родители достаточно осведомлены с принципами и механизмами вакцинации. Основные причины отказа от вакцинации – самоуверенность, неверие в пользу прививок, уверенность в плохом влиянии на иммунитет, боязнь осложнений». На то, что ребенок все равно не заболеет, если не делать прививки надеются 40,2% опрошенных. На втором месте в рейтинге мотивов для отказа стоит убеждение в том, что прививка бесполезна, она не защищает от заболеваний (32,4%). Следующая причина – влияние прививки на иммунитет, нанесение вреда здоровью – 28,2% разделяют эту точку зрения. Это как раз те направления, по которым экспертному сообществу необходимо усилить информирование родителей для повышения их грамотности в вопросах вакцинопрофилактики. Ведь именно эти заблуждения родителей приводят к тому, что иммунопрофилактика не встречает полного понимания в обществе. Очевидно, что родители нуждаются в более полной информации о вакцинах и их принципах действия».

Результаты исследования показали положительное отношение к прививкам. Это подтверждает, что люди готовы и хотят получать достоверную информацию о них. Вакцинация в России проводится на добровольной основе и чем больше людей будут иметь доступ к достоверной информации о вакцинах, смогут взвесить все факты «за и против» и сделать осознанный выбор, тем больше общество будет защищено от опасных инфекционных болезней.

Новости / Все новости

Главные digital-тренды и технологии 2018 года
18 октября 2018

Количество интернет-пользователей и доля digital-рекламы в России увеличиваются, растет проникновение интернета — в основном за счет мобильных устройств, повышается цифровая грамотность населения и экономическая роль digital-сервисов. Россияне хорошо ориентируются в медиапространстве, но плохо разбираются в гаджетах и легкомысленны в вопросах кибербезопасности. Тем не менее, большинство опрошенных считают, что технологии помогают им в жизни — цифровизация населения городов происходит повсеместно, в основном за счет сервисов такси, доставки еды и покупок в интернете.

Исследование: как объем нативной рекламы влияет на потребителя
22 июня 2018

Друзья вместо новостей: Цукерберг радикально меняет приоритеты
16 января 2018

Сумма тендеров на коммуникационные услуги во втором квартале выросла на 10%
02 августа 2017

Разработка и реализация коммуникативных кампаний

Мы помогаем правильно выстраивать коммуникативную политику с целевой аудиторией, используя все виды PR, рекламных и маркетинговых инструментов, что позволяет комплексно решать поставленные нашими клиентами задачи в сфере общественных и бизнес-коммуникаций.

Исследования и аналитика

Ресурсы агентства позволяют выполнять научно-исследовательские работы, а также социологические исследования с использованием широкого спектра исследовательского инструментария.

Мы специализируемся на проведении исследований, направленных на решение индивидуальных задач клиента (adhoc исследования).

Специалисты компании имеют более чем 10 летний опыт работы проведения информационных кампаний различного уровня и проведения комплексных социологических исследований.