Новости

Что не нравится врачам в российском медицинском образовании

18.07.2012

Шесть лет тому назад я выпустился педиатром. А еще за шесть лет до этого — фельдшером, причем в медучилище нас как бы больше учили тому, что с больным делать в случае чего, а до сияющих высот медицинской науки мы как-то особо не добирались.

Ну так вот. Я выпустился педиатром, с неплохим багажом знаний. Учился прилично, занятия не пропускал — а попробуй, пропусти!

А теперь, собственно, фабула:

Будучи педиатром, я знал, как выглядит инфаркт почки на макропрепарате; я нарисовал тысячи цветных картиночек в рабочей тетради по гистологии; я знал, как прописывается раствор Люголя (Iodi puri, Kalii iodidi, etc); я прекрасно знал, что пятая точка иннервируется большим ягодичным нервом. Больше того, я знал, что такое В-рис!!!

Но я не знал, какой интервал между вакцинациями положен по приказу — о да, мы затвердили Национальный календарь, ага — а опыт показывает, что стоит ребенку один раз заболеть — и календарь идет лесом, надо индивидуальный; а еще есть такая милая прелесть, как тупицы из горздрава, которые забыли купить вакцины; я не знал ни одного иммуностимулятора, кроме ФиБС и стекловидного тела; я не мог аускультативно опознать пневмонию у новорожденного; я не знал, как выглядят менингеальные симптом у детей до года, кроме теоретически запомненного и посмотренного в книжке «симптома треножника»; я не знал и не имел представления, что существует термин «рациональная антибиотикотерапия», а уж что за ним скрывается — тем более; я не имел представления о том, как и когда отправлять экстренное извещение в СЭС (если, конечно, речь не шла о натуральной оспе или холере); и повязку (!) наложить, или там пунктировать сложную вену я мог лишь благодаря тому, что навыки эти намертво впечатались после медучилища.

За время работы меня, педиатра, никто не позвал смотреть гистологический препарат остеосаркомы. Никто не поинтересовался топографией печеночно-дуоденальной связки. Никто не спросил, чем был знаменит Везалий.

Никто не вступил со мной в диспут о натурфилософии. Никому не понадобилось разъяснение цикла трикарбоновых кислот. Раствор Люголя и Tinctura Valerianae оказались ненужными. Знание механизмов формирования рефлексов у лягушки — тем более. Зажим Бильрота дивно подошел для удерживания маленьких винтиков при закручивании в труднодоступных местах. Не пришлось мне и сеять микробов на среду накопления с последующим выделением чистой культуры и постановкой пестрого ряда (хотя вот это — действительно интересно, и жаль). Физика растворов, увы, не пригодилась.

Зато во время работы меня 100500 раз спросили, что делать с конъюгационной желтухой. Как правильно обрабатывать пупочную ранку. В стационаре сто раз было: «Доктор, мы не можем попасть в вену» — блин, попробую, хоть ничего не обещаю. А еще бывает так, что нужно сочинить адекватную антибиотикотерапию, исходя из n переменных: показаний, предполагаемого спектра чувствительности, возрастных ограничений и непереносимости пакистанского «Цефазолина», купленного в строгом соответствии с 93-ФЗ по 9 рублей ведро у полуподпольной фирмы — зато дешево. А еще, оказывается, нужно знать, как выглядят электролитные нарушения на ЭКГ — хотя бы гипер- или гипокалиемия. Выяснилось также, что любую поддиафрагмальную патологию у пожилых надо дифференцировать с инфарктом, а у детей — с пневмонией.

Сугубо мое мнение: нафиг эту систему.

Максимум — два года общей теории (азы анатомии, фармакологии и пропедевтики). А потом — делите на тех, кто куда хочет, и гоняйте до седьмого пота. Гистолог? На, отдифференцируй препараты. Хирург? Расскажи-ка, на какие отделы делится мочеточник и как проходит. Терапевт? Ну-ка, вот тебе пленка и вот тебе бабка с жалобами, а полечи-ка, голубь. Историк медицины? Ооо, ты попал. Изложи-ка, какой стул был у Теофраста Бомбаста фон Гогенхайма морозным январским утром 1452 года. Патанатом? Вон — жмурик, вон — ножик, вперед, а мы посмотрим. Клинфармаколог? Вообще песня — нарисуй формулу, расскажи механизм действия и сочетание с другими препаратами.

Не надо запрягать коня и трепетную лань.

Идиотизм кроется в том, что к врачу отношение — «врач». Никто не путает инженера по турбинам с радиоинженером — хотя можно было бы встать в позу: «Ты инженер — иди и работай, знать ничего не хочу, что у тебя образование по двигателям, а я тебя телевизоры чинить заставляю, ты инженер или кто? Клятву Домкрата давал?».

И тогда есть исчезающе малый шанс, что мы наконец-то получим вменяемых специалистов, которых не придется переучивать в больницах после этих богаделен, по недоразумению именуемых вузами.

Источник: doktor-killer.livejournal.com