Новости

Социальные сети в России, зима 2014-2015. Цифры, тренды, прогнозы

22.01.2015

Представляем новые данные исследования цикла «Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы», за второе полугодие 2014г. Это пятая регулярная публикация актуальных данных о проникновении социальных медиа по регионам России, демографического анализа авторов сообщений и степени их активности, а так же по уровням позитива в различных социальных медиа. Впервые в исследовании представлены данные по социальной сети .

Следует отметить, что в первый раз за все время проведения исследований по данным TNS наблюдается некоторое сокращение ежемесячной аудитории соцсети Одноклассники, Мой Мир и LiveJournal.

Первое место по популярности среди социальных сетей, как и прежде, занимает ВКонтакте, посещаемость которой в ноябре 2014 года выросла до 54,6 млн. человек, второе место занимают «Одноклассники» с месячной аудиторией в 40,1 млн. человек.

Аудитория за месяц, тыс. чел.

* Данные по Twitter экстраполированы, исходя из аудитории за день и неделю

Далее в исследовании приведены данные по «говорящим» пользователям, открыто выражающим свою позицию публичными сообщениями в социальных медиа. Таких активных авторов в декабре 2014 года в России было свыше 35 млн. человек, которые генерируют более 40 млн. сообщений в сутки. Активные авторы, создающие публичный контент, делают социальные сети актуальным индикатором общественных настроений, позволяя уловить «живые» общественные проблемы самом начале формирования значимых трендов.

Количество публичных сообщений и авторов

Что касается объема контента, ежедневно размещаемого в социальных сетях, здесь первое и второе места делят Твиттер и ВКонтакте.

Стоит отметить, что полгода назад первое место по количеству публикуемого контента занимал ВКонтакте, который в России традиционно забирает на себя часть тех функций, которые в мире выполняет Твиттер – обмен короткими сообщениями-статусами. Однако к концу года лидерство по объему контента с небольшим перевесом осталось за Твиттером.

Количество сообщений за месяц, тыс.

* Одноклассники — данные по Топ-100 000 групп
** – оценка снизу

По количеству «пишущих» российских авторов лидирует ВКонтакте, причем на порядок обгоняя конкурентов – 23,8 млн уникальных авторов. У следующего на втором месте – всего 2,7 млн авторов.\

Количество уникальных авторов, тыс.

* Одноклассники — данные по Топ-100 000 групп
** – оценка снизу

По уровню вовлеченности лидирует Твиттер – на одного активного автора в этой сети приходится 119,3 сообщений в месяц. На втором месте по этому показателю – LiveJournal – 34,6 сообщения. Остальные соцсети показывают очень близкие между собой результаты: от 10,3 ВКонтакте, до 6,2 у сети Мой Мир.

Среднее количество сообщений на автора

* Одноклассники — данные по Топ-100 000 групп
** – оценка снизу

Портрет пользователя социальных сетей

ВКонтакте

Ежемесячная аудитория* — 54,6 млн человек, половина из которых — 23,8 млн — проявила публичную активность.

Пол авторов

Гендерная структура авторов ВКонтакте практически не изменилась, по сравнению с майскими данными и находится в пределах погрешности (0,1%).

Возраст авторов

По сравнению с майскими данными, активные авторы ВКонтакте повзрослели – количество авторов младше 18 лет уменьшилось на 4%, от 18 до 24 лет – на 1%, при этом количество авторов в возрасте от 25 до 34 лет и от 35 до 44 увеличилось на 6% и 1% соответственно.

География авторов

РегионАвторов% от населения

Всего по России23 825 46316.35 %
1Санкт-Петербург2 017 45040.12 %
2Москва3 478 37429.04 %
3Мурманская область204 51626.21 %
4Республика Карелия160 62025.22 %
5Калининградская область240 02725.14 %
...
81Еврейская автономная область9 2835.38 %
82Карачаево-Черкесская Республика19 3484.10 %
83Республика Дагестан93 7153.18 %
84Чеченская Республика33 0452.49 %
85Республика Ингушетия8 6441.95 %

Проникновение ВКонтакте по регионам России выросло у регионов-лидеров — в среднем на 5%. Как и ранее, наибольшее проникновение ВКонтакте в Санкт-Петербурге – 40% населения региона, второе место – Москва – 29%.

Одноклассники

Одноклассники, как и ранее, остаются преимущественно площадкой для межличностного общения. Ежемесячная аудитория* сети составляет 40 млн человек, при этом публичную активность в группах демонстрируют всего 1,7 млн авторов.

Пол авторов

В Одноклассниках еще больше возросла доля женской аудитории – на 7%.

Возраст авторов

Одноклассники, так же, как и ВКонтакте, демонстрируют тренд на взросление аудитории. При сокращении авторов младше 24 лет на 6%, возрастает количество авторов в возрасте 35-44 лет на 2%, 45-54 лет – на 5% и старше 55 – на 8%.

География авторов

РегионАвторов% от населения

Всего по России1 679 0881.15 %
1Сахалинская область11 3472.30 %
2Хабаровский край26 5661.98 %
3Забайкальский край20 3941.86 %
4Севастополь6 9501.81 %
5Томская область19 1281.80 %
...
81Ленинградская область6 3270.36 %
82Республика Татарстан (Татарстан)12 9650.34 %
83Вологодская область3 5570.30 %
84Республика Тыва8610.28 %
85Республика Карелия1 7380.27 %

Одноклассники традиционно более популярны в регионах России, на первом месте по уровню проникновения, как и ранее Сахалинская область, Хабаровский и Забайкальский край.

Мой Мир

Декабрьское исследование показало серьезное падение активности пользователей в сети Мой Мир по сравнению с летними данными. Так по данным ноября, ежемесячная аудитория сети* составила 25,1 млн человек, а число активных авторов в декабре – всего 0,8 млн человек.

Пол авторов

Гендерная структура Моего Мира практически не изменилась, на 1,3% возросла доля мужчин по сравнению с майскими данными.

Возраст авторов

Возрастная структура авторов в Моем Мире практически не претерпела изменений. На 2% и 3% соответственно сократилось число авторов в возрасте до 18 и от 18 до 24 лет. Во всех группах старше 25 лет количество возросло на 1-2%.

География авторов

РегионАвторов% от населения

Всего по России798 2950.55 %
1Челябинская область48 5301.39 %
2Москва139 6001.17 %
3Санкт-Петербург48 9500.97 %
4Хабаровский край12 2470.91 %
5Приморский край16 8930.87 %

81Республика Калмыкия4220.15 %
82Республика Тыва4780.15 %
83Чеченская Республика1 7020.13 %
84Республика Дагестан3 1370.11 %
85Республика Ингушетия2280.05 %

Топ-5 регионов по уровню проникновения практически не претерпел изменений, а вот доля авторов Моего Мира среди населения существенно снизилась. Лидирует в рейтинге Челябинская область, и если в мае 4,22% ее жителей проявляли публичную активность в Моем Мире, то в декабре их доля составила всего 1,39%.

Фейсбук

В Фейсбуке активность авторов стабильно невысока. По результатам ноябрьских замеров, ежемесячная аудитория* сети составила 24,2 млн человек, число активных авторов в декабре – 0,8 млн человек.

Пол авторов

Гендерное распределение авторов Фейсбук по сравнению с маем не изменилось.

Возраст авторов

*** по правилам аккаунт может иметь человек не моложе 18 лет

В Фейсбуке наиболее заметные изменения произошли в группе авторов диапазона 34 – 44 лет — их количество сократилось на 10%. При этом существенно увеличилась доля авторов в возрасте от 25 до 34 лет и от 45 до 54 лет – на 6% и 3% соответственно. На 2% увеличилось и количество авторов старше 55 лет.

География авторов

РегионАвторов% от населения

Всего по России761 1150.52 %
1Москва379 6103.17 %
2Ярославская область21 1201.66 %
3Санкт-Петербург61 1751.22 %
4Калининградская область7 5740.79 %
5Томская область5 2360.49 %
...
81Ростовская область1690.00 %
82Ленинградская область630.00 %
83Республика Алтай60.00 %
84Ненецкий автономный округ00.00 %
85Еврейская автономная область00.00 %

LiveJournal

LiveJournal остается площадкой для любителей «почитать, а не поговорить»: из 16,7 млн человек ежемесячной аудитории*, активность проявляют всего 188 тыс. авторов.

Пол авторов

На 2,5% увеличилось число активных авторов ЖЖ мужского пола. Стоит отметить, что ЖЖ по-прежнему единственная популярная социальная сеть с преобладанием мужской аудитории.

Возраст авторов

LiveJournal — единственная из всех социальных сетей, которая за последние 6 месяцев помолодела: почти 3% авторов младше 18 лет, авторов в возрасте от 18 до 24 лет стало на 2,5% больше, авторов от 35 до 44 лет уменьшилось на 4%, а в остальных возрастных группах количество авторов сократилось в среднем на 2%.

набирает популярность в России и обходит Twitter как по числу активных авторов, так и по размеру аудитории. Ежемесячная аудитория сети* составила 13,3 млн человек, а число активных авторов – 2,7 млн.

Пол авторов

Среди активных авторов подавляющее большинство – 70,6% составляет женская аудитория. Несмотря на преобладание представительниц прекрасного пола во всех соцсетях, – безусловный лидер по этому показателю.

Данные о возрасте активных авторов в отсутствуют.

География авторов

РегионАвторов% от населения

Всего по России2 677 8721,84%
1Ленинградская область164 1379,37%
2Москва680 4615,68%
3Сахалинская область25 5775,18%
4Московская область259 5393,68%
5Калининградская область156 5273,11%
...
81Республика Дагестан6 9130,23%
82Чукотский авт.округ1150,23%
83Чеченская Республика2 2260,17%
84Республика Тыва4870,16%
85Республика Ингушетия1694,00%

По уровню проникновения лидирует Ленинградская область, Москва, Сахалинская и Московская области. впервые участвует в исследовании, поэтому о динамике говорить пока нельзя, динамика проявится в наших следующих регулярных исследованиях.

Twitter

Twitter существенно снизил темпы, но тем не менее продолжает расти. В ноябре аудитория* ресурса составила 8,5 млн человек, а число активных авторов – 2,1 млн. человек.

Пол авторов

Данные о возрасте активных авторов в Twitter отсутствуют.

География авторов

РегионАвторов% от населения

Всего по России2 103 2531.44 %
1Сахалинская область21 6764.39 %
2Чукотский авт.округ1 7263.40 %
3Москва387 1973.23 %
4Санкт-Петербург153 4283.05 %
5Калининградская область22 2792.33 %
...
81Республика Ингушетия2 2470.51 %
82Карачаево-Черкесская Республика2 2900.49 %
83Республика Адыгея1 8280.41 %
84Республика Дагестан7 8770.27 %
85Чеченская Республика3 3320.25 %

По уровню проникновения Твиттера в регионы России, предыдущие лидеры рейтинга – Санкт-Петербург и Москва практически не изменили своих долей, но потеряли места в рейтинге за счет роста количества жителей Сахалинской области и Чукотского АО, которые вышли в лидеры рейтинга.

Сравнение социально-демографических характеристик авторов

Возраст авторов

Самая юная социальная сеть – Вконтакте. Здесь минимальное количество активных авторов старше 44 лет, авторов старше 35 – всего 6%. Ядро активной аудитории приходится на авторов в возрасте от 18 до 34 лет.

Самая взрослая сеть – Одноклассники: авторов младше 25 лет всего 19%, ядро активной аудитории – 24-44 лет и почти 20% приходится на пользователей старше 54 лет.

Сравнение социальных сетей по возрасту автора

Для Твиттера и данные о возрасте активных авторов отсутствуют.

Пол авторов

Что касается гендерного распределения активных авторов, практически во всех социальных сетях преобладают женщины. Лидируют и Одноклассники – 50,6% и 50,2% соответственно. Единственным исключением остается LiveJournal, в котором мужчин хоть и ненамного, но все же больше, чем представительниц прекрасного пола – 55,8%.

Сравнение социальных сетей по полу авторов

Позитив и негатив в социальных сетях

Количество позитивных сообщений в социальных сетях превалирует над негативом, при чем по сравнению с летними данными, позитива стало больше. Лидер по позитиву – , количество позитивных сообщений составляет 91%. На втором месте – Мой Мир: 88% позитивных сообщений. ВКонтакте и Фейсбук показывают близкие результаты – 83% и 82% позитива соответветственно. Немного хуже с позитивом в Одноклассниках и Твиттере – здесь позитивных сообщений чуть меньше: 77% и 76%. А макисмум негатива – почти 30% — у LiveJournal.

Рейтинг соцсетей по позитивности

Тренды и прогнозы

  1. Основной тренд второго полугодия 2014г – взрывной рост в России. Эта сеть впервые попала в исследования TNS по аудитории, а по числу активных авторов вышла на вторую строчку, после ВКонтакте.
  2. Традиционно популярные в России социальные сети взрослеют – происходит одновременное сокращение доли пользователей младше 18 лет и увеличение доли старшей аудитории.
  3. Гендерная структура социальных сетей стабильна и практически неизменна. Во всех сетях, кроме ЖЖ преобладают женщины. Интересно, что самая женская соцсеть – , одновременно является и самой позитивной, тогда как «мужской» Живой Журнал – самая негативная социальная сеть.
  4. Тренд на позитив сохраняется во всех социальных сетях, несмотря на сложную экономико-политическую ситуацию в стране. Доля позитива в среднем увеличилась на 10%.
  5. Резюмируя, можно отметить, что социальные сети в России продолжают рост, хотя и не такой активный как раньше. Наибольший запас для роста сохраняется у и, в меньшей степени, у Твиттера.

Источник: Brand Analytics