Новости

    Проворовались. Проверка системы госзакупок привела ФАС в ужас

    03 марта 2017

    Анализ закупок через инструменты Единой информационной системы показал: никакой конкуренцией и поиском более низкой цены там даже не пахнет.

    Игорь Артемьев, возглавляющий Федеральную антимонопольную службу (ФАС), признал полный провал своей организации в деле борьбы с воровством на госзакупках. «На наш взгляд, лоббистам удалось внести в законодательство о госзакупках несколько эффективных обходных маневров, которые увели больше половины закупок в «серое» поле. То есть мы вернулись туда, где были в 90-е годы», – констатировал главный антимонопольщик страны. «Бизнес вообще никак не защищен. Если я государственный служащий, я могу провести торги – и я заранее знаю результат, а значит, это все называется профанацией», – подытожил он.

    Единственный и неповторимый

    В ближайшее время Артемьев планирует провести серию встреч с первыми лицами страны для обсуждения результатов проведенной проверки системы госзакупок. По данным его ведомства, около 90% (!) всех госзакупок проходят по статье «закупка у единственного поставщика». Причем в половине случаев товары и услуги приобретаются в открытую, а остальные 41,8% - через «сокрытие закупок у единственного поставщика путем подмены их наименования». В ход идут формулировки типа «чрезвычайная закупка», «безальтернативный выбор», «выбор предложений из сводного прайс-листа». По сути, это прямое мошенничество, которое, однако, не карается законом.

    КСТАТИ: Суммарная стоимость закупок, которые все госкомпании совершают за один год, в 1,5 раза (!) превышает доходы федерального бюджета России за тот же период. Честное выполнение закона о госзакупках, свободная конкуренция на торгах между представителями бизнеса помогли бы сократить данные расходы в полтора-два раза.

    К сожалению, госзакупки – это почти всегда завышенные цены и последующее неофициальное возвращение заказчику части суммы – «откат». И далеко не только в России. Малый и средний бизнес, получающие подряды через систему государственного заказа, чаще всего связаны с кем-то из руководителей государственных и окологосударственных контор.

    Как важно быть умным

    Основное воровство происходит на закупках услуг. Ведь реальную цену товара, как правило, установить несложно. Это, конечно не мешает детским учреждениям закупать бутилированную воду по 200 руб. за 19-литровую бутылку при рыночной цене 110 руб., но места для маневра тут не так много.

    А вот «воздух», интеллектуальные услуги дают невероятный простор для фантазии, поскольку обоснование цены можно смело высасывать из пальца. Чем страннее тема – тем лучше, поскольку контролирующим инстанциям труднее найти аналоги. В 2009 году московская мэрия потратила 40 млн рублей на исследование, которое доказало, что колейность на дорогах возникает оттого, что по ним одна за другой, след в след, едут тысячи машин. И таких «трудов» – невероятное количество.

    Случай из жизни: крупная компания, входящая в государственную корпорацию (то есть являющаяся госсобственностью), отдает на аутсорс создание годового отчета. Это обычная практика: нет смысла держать в штате сотрудников только для написания подобных документов. Рыночная цена вопроса –2-2,5 млн руб., в самых сложных случаях – до 3,5-4,5 млн. Прошлогодний отчет был выставлен на тендер почти за 12 млн, ушел, как ни странно, единственному поставщику. За 9 млн. Отсечь нежелательных конкурентов помогло требование «обеспечения заявки» в размере 30 тыс. руб. Которое в любом случае НЕ возвращается кандидату. Кому хочется выкидывать пусть даже такие деньги на почти безнадежное дело?

    Прозрачность есть, честности нет

    Надо признать, что создание в 2016 году Единой информационной системы (ЕИС) в сфере госзакупок хоть и не сделало закупки честными, но зато облегчило их мониторинг. Ранее документация торгов могла располагаться на разных сайтах или даже существовать только в бумажной версии. И как раз на «бумажных» торгах и заключались наиболее наглые сделки. Сейчас организации обязаны дублировать их документацию в ЕИС. Однако, как убедились в ФАС, это не мешает им заниматься все тем же воровством практически на виду.

    А главная беда в том, что все это мешает честным тендерам, которые, несмотря ни на что, все еще существуют у нас. На них в бюджете остается так мало денег, что качественное выполнение услуг становится невозможным.

    Скажем, дорожные ямы - результат не только плохой работы подрядчика (хотя и это имеет место), но и общих приоритетов чиновников: серьезные деньги направляются только туда, где есть шансы на откат. А ремонт асфальтового покрытия таких шансов практически не даёт: не те деньги, да и фокус общественного внимания сильно мешает. В итоге даже при заключении договора по максимальной цене положить покрытие по всей технологии просто не получается.

    Игорь Артемьев все больше напоминает Дон-Кихота: он настойчиво рассказывает о злоупотреблениях тем самым чиновникам, которые на этих злоупотреблениях и живут. С невероятным упорством ФАС возбуждает дела против крупнейших корпораций, но получает в ответ лишь презрение. Памятна долгая война антимонопольщиков с РЖД времен Владимира Якунина: железнодорожники использовали свое монопольное положение с размахом. Корпорации присуждали какие-то штрафы, она то платила, то нет, но главное – собирала силы для ответного удара. Он был нанесен только что, 1 марта: руководство РЖД вежливо попросило ФАС возместить 56 млрд руб. недополученных в 2016 году доходов. Шах и мат, господин Артемьев.

    Экономическая политика правительства, к сожалению, направлена на пополнение бюджета через увеличение сборов с граждан, а не через уменьшение неадекватных трат государственных компаний. А значит, фантастический имущественный разрыв между богатыми и бедными продолжит возрастать.

    Источник: EG.ru

    Другие новости

    26 июня 2017
    PR-тренды в эпоху цифровой трансформации. 5 инструментов современного пиарщика

    По данным исследования Роскомнадзора, количество зарегистрированных в России онлайн-СМИ сейчас достигло 33% от общего количества новых СМИ. В прошлом году этот показатель был на уровне 11%. При этом печатные СМИ показали исторический минимум — с 45% от числа всех регистраций и 65% в прошлом году. Похожая ситуация наблюдается на рынке рекламы, где основная выручка постепенно переходит от традиционных медиа в сферу интернета. Все это подтверждает международный тренд, в свете которого, такое понятие как digital-трансформация приобретает ключевое значение не только в организации бизнес-процессов, но и в коммуникации с потребителями.

    02 июня 2017
    Социальные сети: кто туда ходит и зачем?

    ВКонтакте и Одноклассники среди социальных сетей, предложенных для оценки, являются самыми часто посещаемыми: так 42% российских интернет-пользователей практически ежедневно пользуются ВКонтакте (в молодежных группах – 78% среди 18-24-летних, 54% среди 25-34-летних), 27% - Одноклассниками (среди 60-летних и старше – 40%). Всего же на соответствующие ресурсы заходят 61% и 54% опрошенных интернетчиков.

    07 марта 2017
    Прогноз развития digital-рынка на 2017 год

    Мы опросили более 50 digital-агентств — участников Агентского Клуба RUWARD — и узнали, какими они видят развитие и ключевые тренды рынка и его отдельных сегментов в 2017 году.

    02 марта 2017
    Российская исследовательская неделя соберет социологов более чем из 10 стран

    Крупнейшие в нашей стране исследовательские компании ВЦИОМ, ФОМ, GfK Russia, Kantar TNS, ОМI, ЦИРКОН, MarketSense, FDF Group, а также НИУ ВШЭ объявляют о проведении 13-17 марта второй Российской исследовательской недели (researchweek.ru). Это серия исследовательских и прикладных мастер-классов, конференций, деловых встреч, которые пройдут в Москве и регионах. Поддержку инициативе оказывает Европейское общество исследований общественного мнения и рынка ESOMAR, а также два крупнейших российских отраслевых объединения – ОИРОМ и Ассоциация "Группа 7/89".

    15 февраля 2017
    Опровержение сведений в СМИ. Юридический путеводитель

    Бывают случаи, когда в редакцию СМИ обращаются граждане или организации с требованием опубликовать опровержение информации, распространенной ранее. В сегодняшнем материале рассказывается о том, кто вправе требовать опровержения, каков порядок опровержения, а также о том, когда в опубликовании опровержения следует отказать.

    07 октября 2016
    НРА: рекламодатели заигрались с интернетом

    Многие рекламодатели в России «заигрались» с интернетом, заявили на своей первой презентации Национального рекламного альянса (НРА) его топ-менеджеры. При этом рынок интернет-рекламы непрозрачен, там длинная цепочка посредников, а экономический эффект от продвижения в сети «неочевиден», у рекламодателей «зафиксирован рост недоверия к интернет-рекламе», заявили сотрудники нового мегаселлера.

    30 августа 2016
    30% российских компаний перешли на удаленный режим работы

    В каждой пятой российской компании часть сотрудников работают дистанционно, еще 10% компаний планируют в ближайшие годы перевести часть штата на удаленную работу, показал опрос, проведенный Аналитическим центром Национального агенства финансовых исследований (НАФИ) в июле – августе 2016 г. Исследователи опросили 500 человек – преимущественно владельцев бизнеса, а также гендиректоров и финансовых директоров. 21% тех, кто планирует внедрить новый режим работы, собирается сделать это до конца 2016 г., 49% – в 2017 г., 19% – до конца 2020 г.

    23 июня 2016
    Страховка от ошибки медика

    Создано первое в России Общество взаимного страхования в сфере здравоохранения. Его цель — формирование механизмов компенсации вреда пациентам, пострадавшим от профессиональных ошибок медицинских работников.

    10 июня 2016
    «Индекс Любви» на карте России, лето 2016: исследование эмоционального состояния пользователей социальных медиа

    Традиционно ко Дню России Brand Analytics представляет новые данные по эмоциональному состоянию пользователей социальных сетей в регионах России. Седьмое исследование показало очередной рекорд соотношения позитивных и негативных эмоций в публичных сообщениях российских пользователей соцмедиа: «Индекс Любви» летом 2016 г составил 6,4, что означает, что россияне оставили в социальных медиа в 6,4 раза больше сообщений о любви, чем о ненависти.

    27 апреля 2016
    В Минздраве России впервые в формате телемоста прошла пресс-конференция, посвященная изменениям в Национальном календаре профилактических прививок

    27 апреля 2016 года, в рамках Европейской недели иммунизации (24- 30 апреля 2016 года), в Минздраве России прошла пресс-конференция, посвященная изменениям в Национальном календаре профилактических прививок. Пресс-конференция впервые прошла в формате интерактивного телемоста: Москва – Санкт - Петербург – Томск - Саратов.

    Разработка и реализация коммуникативных кампаний

    Мы помогаем правильно выстраивать коммуникативную политику с целевой аудиторией, используя все виды PR, рекламных и маркетинговых инструментов, что позволяет комплексно решать поставленные нашими клиентами задачи в сфере общественных и бизнес-коммуникаций.

    Исследования и аналитика

    Ресурсы агентства позволяют выполнять научно-исследовательские работы, а также социологические исследования с использованием широкого спектра исследовательского инструментария.

    Мы специализируемся на проведении исследований, направленных на решение индивидуальных задач клиента (adhoc исследования).

    Специалисты компании имеют более чем 10 летний опыт работы проведения информационных кампаний различного уровня и проведения комплексных социологических исследований.

    В фокусе / Все материалы

    Разработка комплекса мероприятий по сохранению медицинских кадров в системе здравоохранения

    Результаты исследования позволили получить комплексное представление об аспектах удовлетворенности медицинских работников работой. Сформулированы практические рекомендации. Непосредственно предложен конкретный социальный пакет для медицинских работников.

    Медико-социологический мониторинг качества и доступности медицинской помощи

    Система показателей, оценивающая восприятие результата, процесса и ресурсов оказания медицинской помощи и апробированная в данном исследовании, может быть использована в дальнейшем для разработки и внедрения системы постоянного мониторинга удовлетворённости качеством и доступностью медицинской помощи в РФ

    Большинство россиян убеждены в пользе прививок, но испытываю недостаток информации о принципе действия вакцин

    Об этом говорят результаты исследования, проведенного коммуникативным агентством «С-медиа». Они были представлены в ходе телемоста, посвященным изменениям в Национальном календаре профилактических прививок. В опросе по темам вакцинации приняли участие более 1500 респондентов – родители детей возрасте до 16 лет - из 7 федеральных округов РФ, проживающие в городах-миллионниках, средних и малых городах, и селах.